Новости Аэм

Из Волгодонска выехал атомный реактор для Белорусской АЭС

Назад

На минувшей неделе, в среду, 14 октября, в Волгодонске, что на востоке Ростовской области, произошло значимое для двух соседних стран событие. С производственной площадки местного завода «Атоммаш» впервые за 30 лет сошел первый корпус реактора ВВЭР, сделанный для Белорусской АЭС. Многотонная конструкция была доставлена к порту, где начнется ее долгий и непростой путь к соседям по союзному государству. Как отмечают машиностроители-атомщики, очень символично, что это событие произошло в год, когда атомная промышленность России отмечает 70-летний юбилей. А проект, выполненный для Беларуси, — лишь один из международных договоров волгодонского гиганта.

История мирного атома

Чуть более 70 лет назад, 20 августа 1945 года, было выпущено распоряжение Государственного комитета обороны СССР, подписанное лично Иосифом Сталиным. В тексте говорилось о создании Специального комитета по использованию атомной энергии. Сегодня этот документ считают отправной точкой советской и российской атомной энергетики — как проекта, обеспечившего ядерный щит Родины, так и «мирного атома».

Сам же завод «Атоммаш» появился на свет в 1976 году как объект Всесоюзной комсомольской стройки, в 1981-м он произвел отгрузку своего первого корпуса реактора. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году завод ожидаемо столкнулся с экономическими трудностями. Впоследствии, в начале девяностых, он был приватизирован и перепрофилирован на производство оборудования нефтяной и газовой сферы, а в 1997 году выполнял аналогичные неатомные заказы, входя в группу компаний «Энергомаш». По сути, некогда гордость страны влачил жалкое существоваание, нарищивал долги. Наконец, в 2012 году предприятие вошло структуру корпорации «Росатом».

С этого момента предприятие получило вторую жизнь. В кратчайшие сроки были погашены все задолженности перед сотрудниками, а средняя зарплата выросла с 19 тысяч рублей до 36,5, что на 10 тысяч выше среднего дохода в городе Волгодонске. Штат увеличился с 1500 до 2500 человек и продолжает расширяться. Выручка возросла почти втрое: с 2,6 до 6,3 млрд в год. Завод выполняет проекты как по атомным, так и по неатомным заказам. Объем смежной (неатомной) продукции составляет около 20%, и его планируют наращивать. Это, в свою очередь, позволит создать еще больше рабочих мест на предприятии. Что касается непосредственно строительства атомных реакторов, здесь руководство завода планирует наращивать темпы производительности, сократив срок создания одного реактора до 22—23 месяцев.

И что самое главное, это предприятие — образец стабильности. Крупными заказами, в том числе и международного уровня, оно обеспечено не на один год вперед. Так, в настоящее время на «Атоммаше» изготавливается транспортно-технологическое оборудование для Нововоронежской, Ростовской, Белорусской атомных станций. В ближайшее время будет начато производство оборудования ядерного острова для АЭС «Аккую» в Турции и «Куданкулам» в Индии. На стадии обсуждения договора руководство предприятия находится с партнерами из Египта.

Реактор ВВЭР — прошлое и современность

В связи с возросшей ролью «Атоммаша» в сфере российского атомного производства неудивительно, что в юбилейный год именно здесь был открыт памятник, основой для которого послужил корпус реактора. Линии и шары, имитирующие движение заряженных частиц, подсвечиваются и хорошо видны даже в темноте.

— Реактор типа ВВЭР стал одним из самых успешных отраслевых проектов. Общий срок безаварийной службы этих реакторов превысил 1000 реакторолет. И поэтому именно здесь, в Волгодонске, к юбилею отрасли мы открываем монумент, в основе которого — корпус реактора ВВЭР. Таким образом, мы еще раз хотим подчеркнуть свое уважение к труду ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, работавших над этим проектом и продолжающих развивать его, — сказал, выступая на открытии памятника, генеральный директор «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

Открытие мемориала совпало с важным для завода днем отправки в Белоруссию корпуса атомного реактора ВВЭР. Это событие — поистине историческое сразу для двух стран. Крупнейший в России завод, способный полностью создать атомный реактор, впервые за 30 лет, впервые в истории современной России и в структуре Госкорпорации «Росатом» отгрузил и успешно отправил по заграничному маршруту корпус ВВЭР.

В Белоруссии до этого вообще не было атомных станций, и потому соседнее государство отмечает для себя важное событие — принятие первого реактора своей первой АЭС. Она будет расположена около города Островец в Гродненской области.

Как сообщил заместитель министра энергетики Республики Беларусь Михаил Михадюк, в энергобалансе страны на АЭС придется около 27 % производимой энергии.

— Сооружение Белорусской АЭС — крупнейший проект в рамках союзного государства. Буквально на днях площадку строительства Белорусской АЭС посещал глава нашего государства, президент Александр Лукашенко, и на этой встрече присутствовал Сергей Кириенко (генеральный директор «Росатома». — Ред.), — рассказал политик. — Они дали высокую оценку этому проекту. И сегодняшняя отгрузка корпуса реактора является важным и значимым событием в реализации этого проекта.

Качество приобретенного в Волгодонске объекта подтвердил замминистра, в Минске довольны. Все указанные в договоре сроки точно соблюдены. На «Атоммаше» регулярно находились белорусские специалисты, которые следили за процессом.

— Это вторая новая жизнь нашего предприятия, — так оценил успешную отгрузку генеральный директор «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов. — Был длительный перерыв, но теперь мы полностью вернули в строй российский промышленный гигант, вернули его в деятельность, ради которой он создавался и строился. Мы изготавливаем все оборудование, связанное с ядерным островом: не только парогенераторы, а полный комплект. И сегодня — уже не просто начало, а полноценный текущий процесс. Изготавливается и второй реактор для Белорусской атомной станции, для Ростовской АЭС, у нас есть еще большой объем контрактов.

Второй реактор, как говорят атомщики, будет произведен и отгружен раньше указанного в договоре срока — примерно через год, в октябре 2016 года.

Доставить 340 тонн по реке и по суше

Высота реактора ВВЭР составляет 13 метров, диаметр — 4,5 метра. Из цеха «Атоммаша» 340-тонная конструкция выехала на платформе. К ночи она прибыла к причалу Цимлянского водохранилища в Волгодонске: там стартовал «водный» этап транспортировки объекта. По реке корпус доставят в Великой Новгород, там провезут около четырех километров по городу до железнодорожной станции.

Этот этап, как рассказал журналистам генеральный директор компании-транспортировщика «СпецТяжАвтоТранс» Сергей Тропин, обоснованно считают самым сложным. Прежде всего потому, что он связан с несколькими трудоемкими операциями по перегрузке реактора. Сейчас компания-транспортировщик проводит «проектный проезд». После этого из Великого Новгорода по железной дороге на специализированном транспорте реактор привезут в белорусский город Островец. Всего транспортировка займет около 70 дней.

Отгрузка реактора — это событие не только экономическое, но и политическое. Ценность белорусской АЭС действительно сложно переоценить. Как известно, город Островец расположен на западе страны — в непосредственной близости от белоруско-литовской границы. Сама Литва несколькими годами ранее отказалась от собственной АЭС и от предложения Минска реализовать проект по строительству станции совместно.

Но в руководстве «Атоммаша» и сейчас не исключают, что построенный здесь реактор все-таки пригодится Евросоюзу. Мощности Белорусской АЭС хватит, чтобы, помимо основной задачи, частично покрыть потребности и прибалтийских стран.

Назад