Новости Аэм

Интервью директора по судостроению и общей технике АЭМ - Андрея Бузинова

Назад

Судостроение и общая техника – одно из самых молодых бизнес-направлений, выделенных в начале года в структуре Атомэнергомаша. О том, что удалось сделать за это время, а также о том, что еще предстоит сделать, рассказал «Вестнику АЭМ» директор по судостроению и общей технике Андрей Бузинов.

– Андрей Владимирович, как строится работа направления судостроения и общей техники, которое вы возглавляете?

– Давайте сразу условно разделим номенклатуру продукции, которую предприятия Атомэнергомаша изготавливают для этого бизнес-направления, на традиционную, которую мы давно выпускаем, и новую, перспективную – ту, что можем производить и сейчас осваиваем. Так проще будет понять специфику нашей работы и тех задач, что мы решаем. Традиционный блок представлен продукцией ОКБМ Африкантов, ЗиО-Подольска, СНИИП. Выпуск перспективной номенклатуры мы осваиваем на базе этих же предприятий, а также на Энергомашспецстали, АRAKO, Петрозаводскмаше.
В блоке традиционной для АЭМ продукции все отработано, ОКБМ Африкантов, ЗиО-Подольск, СНИИП четко и в срок выполняют свои обязательства. Каждое предприятие на высоком уровне поддерживает выстроенные с заказчиками отношения, сохраняет свою репутацию надежного поставщика. Руководство предприятий четко представляет, куда двигаться, есть планы, как дальше развиваться в этом сегменте, чтобы достичь ключевых показателей эффективности, заложенных в стратегии развития всего Атом­энергомаша.
В этой ситуации задача нашей дирекции – максимальная поддержка тех векторов развития традиционной номенклатуры, которые задаются предприятиями. Это защита интересов наших предприятий в так называемых системообразующих холдингах, в которые входят ключевые заказчики (ОСК, Концерн ПВО «Алмаз – Антей», РКК), в органах государственной власти, в процессах определения инвестресурсов, в выстраивании кооперации.

– Каких результатов уже удалось добиться в этом сегменте?

– Из результатов по традиционной номенклатуре продукции хотел бы выделить подписанный между ОКБМ Африкантов и Балтийским заводом договор на поставку реакторной установки РИТМ-200 для серийных ледоколов нового поколения ЛК-60. ОКБМ Африкантов также выполнит проектно-конструкторские и опытные работы для перспективных кораблей, судов и морской техники (ледокол-лидер, мелкосидящий ледокол, энергомодуль и так далее). Выполняя эти заказы сегодня, предприятие может уверенно смотреть в завтрашний день. ЗиО-Подольск расширяет освоенную номенклатуру продукции для поставок предприятиям Концерна ПВО «Алмаз – Антей». И самое главное – в части выполнения гособоронзаказа все обязательства выполняются в строгом соответствии с контрактами.

– А что можете сказать про перспективные продукты?

– Здесь наша главная задача – дотянуть блок перспективных продуктов до уровня развития сегмента традиционной номенклатуры. Нужно, чтобы через какое-то время мы могли утверждать, что и в сфере поставок новой продукции деловая репутация наших предприятий, их отношения с заказчиками и понимание, куда дальше развиваться, находятся на самом высоком уровне, а экономические показатели направления соответствуют стратегии развития Атомэнергомаша. Прежде чем окончательно определить, какие новые продуктовые направления будем развивать, мы провели большую работу, оценивая свои технологические возможности по очень широкому перечню продукции. В более выгодной ситуации оказалось ОКБМ Африкантов – у предприятия за много лет накопился большой опыт в проектировании и производстве продукции по закрепленным за ним направлениям (насосное оборудование, оборудование для вентиляции и кондиционирования), практически на уровне производства традиционных продуктов. Другим предприятиям придется несколько сложнее.

10 судов гражданского атомного флота сделали в России с 1959 года, когда был создан первый атомный ледокол «Ленин»: 9 ледоколов и 1 океанский лихтеровоз-контейнеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть». Разработчик всех судовых реакторных установок – ОКБМ Африкантов.

– Охарактеризуйте, пожалуйста, наши перспективы на новых рынках.

– Оговорюсь, что какого-то общего и однородного рынка судостроения не существует. Есть совершенно разные рынки, которые давно сложились у нас в стране и за рубежом. Правильнее говорить об узкоспециа­лизированных рынках различного оборудования для судостроения – рынках трубопроводной арматуры, теплообменного оборудования, вентиляционного, компрессорного и насосного оборудования. Поэтому нам необходимо знать правила игры на каждом из них. Это одна из главных сложностей, с которыми мы сейчас сталкиваемся. С созданием нашего бизнес-направления в Атомэнерго­маше появляются специалисты, которые понимают эти рынки и их специфику, знают основных игроков, партнеров и конкурентов, обрастают контактами и связями. Если до этого года, производя оборудование для судостроения, только Энергомашспецсталь работала в жестко конкурентных условиях, то сейчас и остальные предприятия Атомэнергомаша, и, конечно, управляющая компания учатся пробиваться, преодолевать конкуренцию на новых для себя рынках.
Если говорить о внешней среде, то условия сегодня наиболее благоприятные – в стране реализуется достаточное количество проектов в судостроении, в спецтехнике, на которые выделено соответствующее финансирование. Возможности есть, необходимо суметь ими воспользоваться.

– В чем специфика работы на новых рынках?

– Мы очень быстро поняли, что в том перечне оборудования, который мы для себя определили, заказчику неинтересны наши возможности по изготовлению оборудования. Подчеркиваю – изготовлению. Заказчику нужен конечный продукт, полный комплекс услуг – от разработки или доработки проектно-конструкторской документации и изготовления оборудования до его шеф-монтажа и сервисного обслуживания на объекте. Поэтому нам пришлось искать серьезных и надежных партнеров с компетенциями проектирования. Такими партнерами стали проектные организации, которые встраиваются в нашу производственную цепочку, и мы уже уверенно формируем совместные предложения для заказчика. Это очень важно, потому что так мы получаем выход на нужный рынок – можем не просто производить некий перечень комплектующих, но и разрабатывать под нужды заказчика и потом изготавливать конечный продукт.

– Уже есть первые результаты такого подхода?

– Конечно, не только мы увидели рынок, примечательно, что и рынок увидел нас. К нам стали обращаться компании с предложениями выстроить партнерские отношения, и это позволяет нам предлагать более комплексный продукт. Нас стали записывать в конкуренты, вести конкурентную борьбу, в некоторых случаях даже не очень добросовестную. Более того, именно такой подход позволил нам сформировать полноценное предложение по поставке широкого спектра оборудования для серийных ледоколов ЛК-60 проекта 22220.

– Какие задачи ставите перед собой и вашим направлением?

– Задача номер один – своевременное выполнение действующих контрактов. Если этого не будет, то не будет и новых. Надо понимать, что сейчас за нами очень пристально наблюдают и заказчики, и конкуренты: если на каком-то этапе срываются обязательства, нас точно никто не похвалит. А в блоке традиционной продукции все должно происходить без каких-либо оговорок, потому что оборудование, которое поставляют ОКБМ Африкантов, СНИИП и ЗиО-Подольск, очень важно для исполнения гособоронзаказа в рамках всей госкорпорации. Так что своевременность выполнения контрактов – наши главные цели и задачи как на традиционных, так и на новых рынках. Еще одна серьезная задача – сформировать до конца года пакет стратегий по новым продуктовым направлениям и рынкам, где будут не только целевые показатели, на которые мы должны выйти по объему контрактации и выручке, но и конкретные мероприятия, чтобы их достигнуть. Это очень непросто, учитывая, что многому нам приходится учиться. Особое внимание в следующем году уделим расширению номенклатуры общей техники.
И наконец, немаловажно кадровое развитие, подбор специалистов, которые могли бы выйти на новые рынки. Необходимо добиться того, чтобы, к примеру, руководитель направления судовой арматуры на АRAKO понимал в этом продукте и рынке больше, чем кто-либо во всем холдинге. Сейчас это не всегда так. Задача для решения в масштабах всего дивизиона достаточно сложная.

– Как вы считаете, какая из ценностей Росатома лучше всего характеризует ваше направление?

– Если использовать ценности не только как лозунг, но и как ежедневный ин­струмент, то для нас наиболее актуальны «Ответственность за результат» и «Единая команда». Еще очень важно «Уважение» – к заказчикам, партнерам, поставщикам: в нашей сфере многое завязано на личном контакте, на взаимоуважении. Если в цепочке обеспечения гособоронзаказа произойдет какой-либо срыв, последствия ощутят абсолютно все – от поставщика заготовки до ответственного сдатчика заказа. Поэтому взаимоуважение обязательно присутствует, все понимают, что делают общую работу, нацеленную на общий результат.

– До прихода в АЭМ вы руководили проектом строительства атомного ледокола на балтийском заводе. Как вы оцениваете задачи, которые вам приходилось решать там, в сравнении с задачами, которые решаете здесь?

– Там задачи были предметные, с персональной ответственностью за исполнение конкретных проектов, по конкретным ледоколам, лодкам, авианосцу. Здесь персональная ответственность не только за новое направление и новые проекты, но и за людей. Свою задачу вижу в том, чтобы обеспечить предприятия и людей работой, чтобы проекты всегда выполнялись в заданные сроки и чтобы всегда достигалось взаимопонимание с заказчиками и органами государственной власти. Уверен, у нас все получится.

Назад